Как слово наше отзовётся.
Поскольку у меня растут детки, я часто думаю об их будущем – какие они вырастут, какой у них будет характер. Я прекрасно понимаю, что их будущее во многом сейчас закладываем мы, родители, ибо от нас, от наших действий, от сказанных нами слов, зависит то, какими они будут – тихонями, уверенными в себе, робкими, пробивными, общительными, заботливыми, смелыми.
Я хочу поговорить про некоторые фразы, которых я стараюсь избегать в общении с детьми, и про те, которые, на мой взгляд, говорить нужно обязательно, и почаще. Это и мой собственный опыт со старшей дочкой, и воспоминания о моём детстве, и примеры друзей и знакомых.
Не стоит сравнивать своих детей с другими детьми – «Маша уже доела суп, а ты по-прежнему с полной тарелкой», «всем дети как дети достались, а у меня какие-то…», «другие дети на четыре и пять учатся, а ты…». Если подобные сравнения больно ранят даже взрослых – «А у Маши борщ-то какой вкусный, может, ты тоже так научишься?», «какая молодец Иванова из проектного отдела, вот она и премию снова получила, а ты…», то что уж говорить о малышах?
Так же плохи, на мой взгляд, и противоположные утверждения: «Ты у нас лучше всех», «Из твоих друзей никто тебе даже в подметки не годится», потому что они не дают ребёнку возможности критической оценки себя и своих действий, а без этого невозможна никакая работа над ошибками.
Очень легко отбить у ребёнка охоту что-либо делать такими фразами: «не трогай, я всё сама сделаю», «у тебя руки-крюки», «ты же катастрофа ходячая, всё испортишь». Вообще, излишняя критика, вопреки расхожему мнению, способна отвратить ребёнка от любого, даже самого любимого, дела. А что уж говорить об учёбе, например, к которой и так большинство детей излишней любви не испытывают.
А что же говорить? Моя старшая дочка утверждает, что самая правильная фраза должна строиться так: «Ты молодец, но…» То есть ребёнка обязательно нужно похвалить. Даже если он что-то не доделал, если сделал не верно или не так, как мы считаем правильным, он очень, очень старался. Он, возможно, думал: «Мама придёт и похвалит меня, и скажет, какой я молодец». А мама пришла и разрушила все его предположения, потому что вместо радости в маминых глазах малыш увидел одну критику. Я не понаслышке знаю, что после такого чаще всего опускаются руки и ты думаешь: «зачем стараться? Всё равно раскритикуют».
Лучше начинать со слов «я знаю, что ты очень старался», «сколько же времени ты потратил на это!», а потом мягко указать на недочёты или возможные ошибки. В конце же непременно нужно сказать что-то вроде «попробуй ещё раз, я уверена, что у тебя всё получится», чтобы ребёнок запомнил и ощутил хорошее, а не плохое. Если ребёнок будет радостный, довольный, заинтересованный, то ему будет легче добиться успеха, справиться с трудностями, да и просто жить.