Как здорово, когда есть время посидеть на балконе, обсудить различные вопросы нейропсихологии. В результате, из этого рождаются очень интересные статьи. Которые с удовольствием публикует IReactor, которые активно комментируют мои читательницы в инстаграмме. Так как статья общая, то на сайте IReactor она подписана именем Валентина, потому что у него там колонка своя. А в инстаграмме опубликована от моего имени. Вот скриншоты, статья, комментарии:
"Давайте прольем свет на источник многих проблем поведения детей, а потом и взрослых, в которых вырастают эти дети.
У детей очень развита эмоциональная сфера и практически отсутствует волевая. Ребенок может топать ногами, плакать, требуя чего-то, но не всегда способен воспринимать ограничения, с трудом может контролировать себя и т.п.
Эмоции иногда до ходят до аффекта, и это все накладывает отпечаток на психику. В этом случае происходит возбуждение подкорки, которая может блокировать работу коры головного мозга. И тогда бывает бесполезно взывать к разуму и логике.
И это часто случается у детей, которым все разрешают и не воспитывают у них волю. В результате получаются очень эмоциональные дети, а затем и взрослые со слабой волей.
Волевых людей мало. Детей - тем более.
Сейчас детей стараются не ограничивать, полагая, что детство - это время, когда надо все позволять. Иногда даже говорят, что ребенок натерпится, когда вырастет, а пока пусть делает, что хочет.
Но нейропсихологи знают, что такой ребенок натерпится в любом случае, т.к. у него происходит перекос в развитии.
Почему? Да потому что он с детства приучен к вседозволенности и отсутствию ограничений. Таким детям трудно себя собрать в школе, они с трудом концентрируют внимание, им сложнее делать то, что нужно и так далее.
Но лучше я приведу один яркий живой пример, т.к. на примере все становится очевиднее, чем когда приводятся пояснения про структуры мозга.
Итак, у одной из моих клиенток есть две дочери. Разница в возрасте у них несколько лет.
Когда моя клиентка воспитывала первого ребенка, она читала одни книги, когда появилась вторая девочка, она была под впечатлением от новых методик.
И разница была очень заметна и когда девочки были детьми, и когда они выросли.
Первую воспитывали с любовью, но и с ограничениями. Что-то было можно, чего-то нельзя. Были свои домашние обязанности, четкий, жесткий режим дня и сна. Были ограничения в конфетах и сладостях. Игрушки не покупались по первому требованию и ныть было бесполезно. Картина примерно ясна.
Второй ребенок не то чтобы не знал никаких ограничений, но все было раз в десять менее строго и структурировано.
Можно было есть и спать когда угодно, таскать конфеты. Игрушки покупались по первому требованию и взрослые шли на поводу у любых капризов.
Ну, и как складывается жизнь этих девочек?
Первая - ответственная и самостоятельная, получает хорошее образование, учится на отлично, подрабатывает, строит и осуществляет свои планы, ставит перед собой цели и работает над их воплощением, грамотно и уважительно выстраивает отношения с людьми.
Вторая - учится с трудом. И не потому что не умная, а потому что не развита волевая сфера, а значит, трудно собраться и замотивировать себя что-то делать. И у нее в старших классах есть много капризов и присутствует явное стремление переложить решение всех вопросов на других. И, опять же, не потому что она какой-то плохой человек, а потому что волевая сфера не развивалась вообще.
А теперь, внимание, вопрос: сделали ли родители хорошо ребенку, когда стали ему позволять все?
Конечно, родители хотели добра и думали, что делают, как лучше. Как и те, кто писал про то, что отсутствие ограничений - это круто.
Но ни практикой, ни нейропсихологией это не подтверждается.
Так что думайте, надо ли воспитывать волю у детей?
Продолжение следует...
Комментарии из моего инстаграмма @julia_d_m:
- прям улыбаюсь))) не надо думать, что родители делают что-то хорошее своему ребенку, позволяя ему все. При этом родители НИЧЕГО не делают для ребенка. Они только по собственному желанию и для себя (в конечном счете) зарабатывают деньги, потому что вседозаоленность это дорого. Не купите ребенку новую игрушку, объясните ему, что она стоит денег, которые папа и мама зарабатывают, что игрушек много не нужно, они будут просто валяться - такое объяснение многое даст ребенку. Вместо покупки игрушки сделайте вместе с ребенком пиццу - это время, которое вы проводите вместе, ребенок делает что-то важное, учит цвета, продукты, структуры - помидорки скользкие, а сыр прилипает))))) это все важно.
julia_d_m: Да, отличные советы! Различные занятия, связанные с развитием сенсорики действительно хорошо развивают детей.
- Юлечка, спасибо за твои посты! Мне сейчас, конечно, судить рано, но у меня двое мальчишек, погодки, воспитываются одинаково, режим соблюдаем, и цели ставим и поощряем достижения... Но младшему даётся всё не так легко, как старшему. Часто ленится, перекладывает свою ответственность на других. Если упрётся в каком-то вопросе, никакие доводы не помогают, хотя видит уже, что не прав, но нужно обязательно отстаять свою точку зрения! В общем, иногда "с характером" дети уже рождаются. а не родителями испорчены
julia_d_m: да, Гуля, безусловно имеют значение очень многие факторы. Например, в опытах Станислава Грофа людям в лечебных целях давалось ЛСД. И под воздействием ЛСД их просили что-то нарисовать. А потом сравнивали результаты с перинатальными записями. И оказалось, что люди, которые появлялись на свет легко и без проблем, рисовали вполне радостные и позитивные картинки.А те, кто родился в результате родов с осложнениями, рисовали нечто мрачное или ужасное. Так что много всего влияет и поведение, конечно, складывается из совокупности различных факторов. Если какая-то составляющая проблемная, ее тем более желательно компенсировать, корректировать с помощью других составляющих.
- А с какого возраста надо начинать ? И как?
julia_d_m: Вы имеете в виду, начинать устанавливать те или иные ограничения? Давайте я попробую посвятить этому отдельный пост, потому что тема большая. Но если кратко, то с 2-3 лет (или чуть раньше) уже стоит вводить разумные ограничения, воспитывать у ребенка волю.
- Спасибо. Сохранила на будущее
julia_d_m: Вам спасибо за комментарий! Рада, что Вам понравилось) Успехов сейчас и в будущем)
- и вам успехов! Постоянно вас читаю. Сейчас мучает вопрос, мужчина сделал предложение, я пока думаю, куча сомнений. Может будет у вас статья по этому поводу?)) ( Отношения сложные, много скандалов, жили вместе разъехались)
julia_d_m: еще раз Вам спасибо! Рада, что читаете) Особенно, когда комментируете. По Вашей ситуации.. ну, давайте тогда напишите подробнее все, что посчитаете важным. А я на основе большего объема информации уже прокомментирую отдельным постом. Вот так постепенно и разберемся :-))
- Ни всегда все зависит от воспитания, к каждому ребенку относиться нужно индивидуально (это касается родителей) у меня есть пример перед глазами: ребенку в детстве много позволялось, покупалось, но вырос он достаточно успешным человек
julia_d_m: Я вообще с трудом представляю, про что можно сказать "всегда". Конечно, бывают нюансы, особенности, контекст. Например, даже доведение человека до самоубийства - это тоже не всегда плохо. Вот, к примеру, наступавшие советские войска довели Гитлера до самоубийства. Но мало кто об этом сожалеет.:-))
- Спасибо! Очень хороший пост)
julia_d_m: и Вам спасибо, что написали! Приятно это слышать)
- Главное не заменять внимание подарками:)
- Прекрасная и актуальная тема! Я за разумность и осознание того, что вседозволенность - это враг и ребенку, и родителям, и окружающим! Воля - это мощный помощник человеку в жизни. А когда родители позволяют актёрку все, что ему вздумается - это и инфантильность родителей и дважды- инфантильный ребёнок. Все хорошо в меру!
julia_d_m: отлично сказано! Поддерживаю!
- благодарю
- А что делать если я такая выросла - все время пытаюсь переложить ответственность на других, много капризов внутри и т.п. То есть со временем я научилась контролировать капризы, но переложение ответственности иногда происходит даже не заметно от меня, я все стараюсь сделать в самый последний момент, если это надо сделать. Хотя в детстве вроде не было прямо вседозволенности.
julia_d_m: уже здорово, что Вы анализируете свое поведение и хотите его как-то менять. Осознание того, что оно сейчас менее эффективно, чем могло бы быть - хорошая мотивация. А что делать? Шаг за шагом, постепенно менять свои паттерны, модели поведения. Понемногу разрушатся старые нейронные связи и сложатся, окрепнут новые. Лучше, конечно, это делать в компании человека, который сможет Вам что-то подсказывать глядя со стороны. Идеально - с хорошим психологом.В этом случае, за месяц можно достичь большего, чем без посторонней помощи за годы.
- А я заметила за дочкой, что она стала говорить, если мы в гостях и её угощают сладким, вафлей, чтобы маме не говорили т к она не разрешает мне сладости.. (((( ей 4,6, но я разрешаю их и дозировано , печенье немного , коктейли молочные, они же сладкие, ну и позволяю иногда ломтик киндер
Я огорчилась , видно не так что-то делаю ( хоть и объясняю ей о том, что и почему надо ограничивать 🤔
julia_d_m: не огорчайтесь, дети - редкостные манипуляторы. И часто то, что они говорят имеет очень мало общего с реальностью. Они так видят :-)) Юные художники :-))
- У меня двоякое мнение насчет воспитания, меня воспитывали очень строго(воспитывала бабушка,т.к мама много работала), я не вижу в этом огромных плюсов,скорее больше минусов,когда стала старше, бабушки не стало,то воспитанием занималась уже мама,она мне доверчла во всем,и говоиила,что главное чтобы голова была на плечах! Доверие- это главный ключ к воспитанию и должно быть внимание к ребенку,тогда и проблем меньше будет