Как рождаются идеи?
Меня часто спрашивают, откуда я беру идеи. Как я придумываю свои статьи, как создаю новые продукты, откуда берутся решения каких-то сложных вопросов, с которыми ко мне обращаются клиенты. Мне сложно ответить на этот вопрос однозначно, потому что это умении было со мной всегда сколько я себя помню. В раннем детстве я на ходу придумывала игры, а потом истории и сказки по мотивам этих игр. Чуть позже я среди своих друзей получила прозвище «мастер по отмазкам», потому что, когда кто-то из них что-то натворил и нужно было оправдаться перед учителями или родителями, или же нужно было отпроситься у родителей куда-то, объяснить какое-то событие – я всегда легко и просто придумывала не банальные, но очень правдоподобные объяснения. Еще чуть позже я стала использовать это умение в своей профессиональной деятельности. Я сейчас говорю не про умение придумывать отмазки, а про умение решить любую задачу в короткий срок и очень креативно.
Я всегда в этот момент следовала одному алгоритму, который я даже не осознавала, а чуть позже я узнала, что оказывается он описан и у него даже есть название – «Стратегия Уолта Диснея».
Попробуйте вспомнить, как вы действуете, когда вам нужно что-то придумать или решить какую-то задачу? Вот что я наблюдала много раз, общаясь со своими клиентами. Есть какая-то задача и человек начинает рассуждать: «Эту задачу можно было бы решить вот так… Но это может повлечь такие-то сложности… А еще для этого решения недостаточно ресурсов… Может быть попробовать вот так? Неееее, ну это совсем не реально». И все, человек зашел в тупик с ощущением, что он вот уже всю голову сломал, но решения так и не нашел.
Дело все в том, что в один момент времени этот человек пытался задействовать себя в нескольких ролях одновременно: мечтателя, реалиста и критика.
Мечтатель – это та часть нашего сознания, которая придумывает новые идеи, это креатив и творчество. Это маленький ребенок, которые еще не знает, что в мире есть границы, который может допустить все что угодно. Задача мечтателя ответить на вопрос: «Что?».
Реалист нужен нам для того, чтобы придать идеям конкретную форму и создать план реализации мечтаний. Реалист – это роль взрослого, который может создавать что-то не только в фантазиях, но и в реальности. Задача реалиста ответить на вопрос: «Как?».
Критик – этот тот, кто окончательно заземляет наши идеи. Критик может предусмотреть все возможные проблемы и заранее предусмотреть варианты действия на случай их возникновения или же отсеять совсем нереальные варианты. Критика – это родитель, который обеспечивает безопасность. Задача критика ответить на вопрос: «Почему?».
Все три части есть в каждом из нас. Автор трансактного анализа Эрик Берн говорит о том, что мы все время от времени находимся в каждой из этих трех ролей: ребенок, родитель, взрослый. И каждая из этих трех ролей нужна. Вспомните, есть ли среди ваших знакомых мечтатели, которые только и делают что витают в облаках, выдают множество гениальных идей просто в промышленных масштабах, но ничего-ничего не делают для их реализации? Это люди, которые застряли в позиции ребенка-мечтателя. А еще вы наверняка знаете таких людей, которые способны обрезать крылья любому вашему начинанию и любой мечте – это критики-родители.
Каждый человек, который испытывает сложность с решением какой-то задачи, с творчеством и креативом, с придумыванием новых идей – не умеет пользоваться всеми тремя сущностями, какая-то одна из них доминирует и не дает проявиться двум другим.
Что предложил Уолт Дисней? Он предложил разделить эти три процесса и пребывание в каждой из трех ролей во времени и пространстве. У вас есть какой-то сложный вопрос? Попробуйте прямо сейчас решить этот вопрос, использую данную стратегию.
Для начала примерьте на себя роль Мечтателя. Попробуйте как в детстве стереть все границы и ответить на вопрос: «Как можно было бы решить эту задачу, если представить, что все возможно». Запишите все возможные варианты или наговорите на диктофон, а еще лучше, если вы возьмете себе в помощники человека, который будет просто молча слушать и записывать.
После этого переместитесь в другое место и перевоплотитесь в Реалиста. Находясь в этой позиции очень важно помнить, что еще не время для Критика. Ваша задача придумать, как можно воплотить каждую из идей, которую придумал Мечтатель, но не ограничивая себя какими-то рамками, а исходя из того, что возможно все.
И наконец после этого вы можете стать Критиком и теперь уже подумать вволю обо всех проблемах и препятствиях, которые могут возникнуть на пути реализации вашей идеи.
Чем больше различий – во времени, пространстве и атрибутах будет у этих трех ролей, тем более успешно вы сможете их использовать. Например, мой Мечтатель любит пить кофе, Реалист – чай, а Критик – чистую воду или минералку.
А у вас есть опыт использования этой стратегии? Как это происходит у вас и чем отличаются ваш Мечтатель, Реалист и Критик друг от друга?
Наталья Рачковская