Что-то у меня по-прежнему крутятся в голове идеи насчет игры, наверно потому, что мне самой это нужно. У меня бывает совершенно неадекватная реакция на агрессию, даже самую малейшую, даже если это больше азарт от игры, а не агрессия, все равно я так реагирую: я сжимаюсь в комочек и мне хочется бежать без оглядки и мне больше уже ничего не нужно, никакого общения, вообще ничего. Так что вот, мне тоже есть над чем работать.
Что касается игры, то вот эта игра "ВОПРОСОМ на ВОПРОС" - лучшая, только может чуть-чуть изменить правила? ну хотя бы относительно тех ситуаций, когда проявляется какая-нибудь нежелательная реакция у одного из игроков, т.е. дать остальным понять, что произошло, и тогда еще нужно придумать, что остальным на это ответить, в игре ведь возможны любые правила?
Первое, что я считаю необходимым, это желание хоть что-то изменить. Если нет желания, не стоит за это браться.
Второе, необходимое условие - никакой серьезности и важности! Это ведь игра, отношение должно быть умышленно несерьезным, что бы ни случилось. Как в таких случаях отвечают дети с совершенно невинным видом? "мы играли..." - вот так, мне кажется, и надо относиться.
Третье, что желательно предусмотреть, это реакция, которая в игре может быть не такой, как в жизни. Например, это может быть какая-то абсурдная фраза, логически не следующая из предыдущей, зацепившей и вызвавшей эту ненужную реакцию. Ответ тоже может быть каким угодно, как в той притче, ответ не на вопрос, а спрашивающему,и тоже может быть не связанным логически с предыдущм высказыванием. Почему я на этом настаиваю? Когда мы следуем логике того, кто навязывает нам неудобную ситуацию или погружает нас в нежелательное состояние, мы играем по навязанным нам правилам, следим за тем, чтобы следовать логике, считая, что впечатление, производимое на окружающих более значимо, чем мы сами. Если же мы нарушаем чьи-то правила, отреагировав неадекватно, то подумать о нас, конечно, можно что угодно, и даже в реальной ситуации можно быть награжденным каким-нибудь эпитетом, но это не так страшно, как кажется. Это не сравнимо с тем, что это позволяет освободиться от навязанных правил и задавать тон беседе уже самим. А в игре можно не опасаться быть понятым как-то неверно, особенно если такая реакция предусмотрена правилами (кстати, это может быть самостоятельная игра - учиться нарушать чьи-то правила! и избавляться от ненужного конформизма, ведь то, что удобно для окружающих, может быть неудобным для играющего, и что делать?..). Ну а что касается ответной реакции (на неадекватную) - она может быть неожиданно приятной, может быть какой-нибудь комплимент. Ну как Вам мои идеи? Если интересно, можем вместе подумать над этим.
Когда я начала работать со студентами, то такой способ реагирования оказался единственным эффективным, чтобы всегда держать ситуацию под контролем. Я читала лекции в аудитории 70-100 человек, иногда больше, и всегда находился какой-нибудь шутник, который мешал вести занятие и которого поддерживали все остальные, если шутки были удачными. Конечно, это не прайд тигров, которые нападают все одновременно, стоит только одному начать, но все участвуют, так или иначе. Если было какое-то грубое нарушение этических норм, то такого я выгоняла. Если таких нарушений не было, а шутка производила какой-нибудь эффект на аудиторию, мне приходилось реагировать иначе, но все равно это был диалог "на публику", и мне приходилось успокаивать этого шутника, всех остальных, возвращаться к теме лекции и восстанавливать рабочую обстановку. Играть по правилам шутника я, конечно, не собиралась. Разговоры о серьезности и сознательности тоже не дали бы нужного эффекта. Тогда я пыталась, отвечая этому студенту, перевести разговор на тему занятия или на его обязанности как студента. Тогда, в большинстве случаев, остальные студенты вспоминали, зачем они пришли на занятие, брали ручки и тетрадки и были готовы слушать, т.е. шутник их больше не интересовал и я начинала занятие. Если этот шутник не был готов принять изменившуюся ситуацию, то я его просто выгоняла. Но бывали и ситуации посложнее, особенно если шутка касалась тем сексуальности, а аудитория у меня была, в основном, мужская. Ну, представляете их реакцию...
особенно если шутник был почти без тормозов, но в то же время говорил в рамках приличия, т.е. в виде комплиментов мне. Я реагировала так: выражала слишком бурную радость по поводу того, что с его здоровьем все в порядке, что его развитие в пределах нормы... осторожно так высказывалась... остальные делали выводы, что со мной так лучше не шутить. Иногда попадался какой-нибудь неадекват, поведение которого вызывало смех остальных, а он все время цеплялся ко мне с какими-нибудь вопросами. Что я делала: относилась как к психбольному, спокойно и доброжелательно, ни в коем случае не вступала с ним в дискуссию, соглашаясь со всем, что он говорил, и при этом добавляя, что ему лучше успокоиться. Тогда уже остальные смеялись над ним и успокаивали его сами. Конечно, это были крайние методы, и применялись они в исключительных ситуациях, когда ничто уже не помогало. Как только обстановка в аудитории нормализовывалась, я игру прекращала, к нескрываемому облегчению всех остальных, при этом все понимали, что они же сами навязали мне неудобную ситуацию, а уж как мне себя в этом случае вести, я их спрашивать не собиралась. Потом отношения складывались самым чудесным образом, все чувствовали себя свободно и легко, все уважительно относились друг к другу, работать с ними было одно удовольствие. Мне даже завидовали другие преподаватели и удивлялись, как мне это удается, ведь мне достались группы с таких специальностей, с которыми никто не смог работать. Вот такой опыт я приобрела, можем попытаться его как-нибудь использовать. Вот что еще вспомнила: когда я искала для себя подходящий способ реагирования, я держала в голове что-то вроде слайда, хотя я тогда ничего об этом не знала - ту обстановку, которая мне нужна на занятии, причем представляла я ее довольно подробно. Надо же! Я, оказывается умею пользоваться этим методом, я и не знала!
Я не стала создавать отдельную темку, а написала опять все в этой, т.к. правила, которые я предлагаю обсудить, относятся к этой игре, а точнее, к частному ее случаю.