А вот ещё одна большая статья про тортики из интернета:
Вот получаем торты, - рассказывает она, - документы проверили, все свеженькое - выставляем на витрину, снимаем крышку, а от торта запах специфический. А потом по секрету мне рассказали, что в этом "ООО", у кого мы торты заказывали, на просроченных тортиках просто желе сверху меняли, заново их украшали - и нам по второму кругу везли.
Последней каплей для нее стал завоз в магазин под Новый год замороженных тортов, которым и оттаивать пришлось прямо на витрине.
- Представляешь, сажусь в машину поставщика, чтобы ехать к их начальству, киплю как самовар, а мне водитель говорит: ну какая разница, что за дата на коробке, раз они все равно неделю у нас в холодильнике стоят
О том, что в кондитерской отрасли не все благополучно, догадываются все. Потому что хоть изредка, да покупают конфеты, тортики или печенье. В Московской службе санэпиднадзора мои подозрения попытались развеять - по безопасности продуктов картинка у них вполне благополучная: ни цинка, ни свинца, ни мышьяка в кондитерских изделиях пока обнаружено не было. Зато в Госторгинспекции цифры уже другие: за прошлый год при проверке качества кондитерских изделий в магазинах в среднем по России с реализации снимали каждую 7-ю единицу проверяемого сладкого товара. А среди кондитерских изделий частных предпринимателей эту проверку не выдержало аж 25,6 процента проверенного ассортимента.
- Ну во-первых, пирожные запросто могут привезти в магазин в коробках из-под бананов, - комментирует ситуацию главный специалист отдела контроля за качеством продуктов департамента Госторгинспекции Галина Семененко. - Или, например, засунуть торты в морозильную камеру, хотя даже на этикетках сказано, что хранить их надо при плюсовой температуре. Третьи для подкрашивания крема берут красители семилетней давности, на упаковке которых вообще отсутствуют сроки годности. У четвертых нет документов на муку - да сотни нарушений!
В Московском отделении Госторгинспекции вообще хватаются за голову от того, что происходит на кондитерском поприще. Антисанитария - раз, недовес - два, подмена продуктов - три - загибают тут пальцы, - отсутствие медицинских книжек - четыре, поддельные сертификаты - пять
- Торты с плесенью почему? - мучаю Наталью Иванову, в чьем ведении весь кондитерский рынок Москвы.
- А потому что хитрые предприниматели, чтобы торговля лучше брала их торты, в крема стали добавлять сорбиновую кислоту, которая продлевает срок жизни тортикам до 120 часов. А вот то, что сорбиновую кислоту можно использовать только в тот крем, где сахара больше 60 процентов, и нельзя класть, скажем, в крем на крахмале или желтках, - "забывают". Причем плесень эту сверху не видно, она всегда внутри. Чаще всего из-за нее снимаем самые популярные сорта - "Вацлавский", "Журавушку", "Прагу" и "Гусиные лапки".
Например, как мне объяснили, торты с фирменными кремами типа "Марики", "Праги", "Штефании" и "Вацлавского" вообще не могут иметь срок годности больше 36 часов. Но ради эксперимента я обошла все магазины в округе и ни одного тортика, которому гарантировалась бы свежесть менее чем на пять суток, на прилавках не нашла. Зато обнаружила, что час изготовления тортов вообще не проставляют.
- Ну что вы, на этикетках должна быть не только дата, но и время изготовления указано, а еще дата упаковки, - просветили меня в НИИ кондитерской промышленности.
На самом деле существует целая технология "всучивания" нам просроченных сладостей. Замазанная белилами и перебитая нумератором дата на этикетке - вчерашний день. Этикетки теперь выпускаются как многоразовые липучки - отдираются бесследно, да и клеятся за секунду. Например, слегка покорпев, мне удалось стереть "чернильную" дату выпуска банальным ластиком. И за секунду я провела ту же операцию при помощи жидкости для снятия лака с ногтей, правда, оставив после себя небольшой подтек, как от воды.
Впрочем, поставщики и сами заботятся о невозврате. К партии тортовых коробок, например, стало модным прикладывать запасные этикетки с иной датой - уж не сочтите за труд переклеить. Существует и такое понятие, как "авансовая этикетка" - это когда торт изготовили, а дату следующим днем пробили. А уж на рынках так вообще полный комплекс услуг - не успела машина с кондитеркой на территорию въехать, как тут же в стекло стучат - сертификаты, этикетки, что пожелаете?
Впрочем, торты с плесенью в моем расследовании оказались не самым страшным. Один знакомый, например, сообщил, что год назад, надкусив "Раковую шейку", он обнаружил в конфете червяка!
- Ну и что? - не моргнула глазом Надежда, у которой свой кондитерский магазин. - Я грильяж червивый видела.
В Интернете я тут же выудила еще с десяток случаев, когда потребитель получал "червивые" конфеты - ириски с изюмом, "Мишку косолапого", "Раковую шейку"
- Нет, а что неестественного? - издевается надо мной Надежда. - Черви всегда в сухофруктах водятся, и арахис могли плохо просушить
Потерянный ингредиент
Бог с ним, с разгильдяйством: и плесень, и черви в кондитерке все-таки пока нонсенс. Теперь о том, что мы едим каждый день.
На конец 80-х годов вся наша кондитерская отрасль опиралась на три сборника унифицированных рецептур, разработанных НИИ кондитерской промышленности и утвержденных после ряда скрупулезных дегустаций сперва Минпищепромом, а потом Госагропромом: один был для печенья, другой - для тортов, пирожных, кексов и рулетов, ну а третий - для конфет и ириса. И если мы с вами покупали пирожное "картошку", то могли не сомневаться: она будет одинаково вкусной и в кафешке, и в кондитерской за углом. Потому что был ГОСТ.
Сейчас море всевозможных новых сладостей кондитеры выпускают по ТУ - техническим условиям, а значит, по собственному вкусу. Но есть же у нас и сладкий "золотой" фонд - конфеты "Мишка косолапый", печенье "Юбилейное" или пирожное "картошка"?
Совершив набег на ближайший супермаркет, теперь шуршу фантиками.
Так, "Мишка косолапый", - читаю сырьевой состав конфеты в сборнике рецептур, - шоколадная глазурь, какао-масло, ядро миндаля, жаренное с сахаром, вафли листовые и ванилин". Но в моем "Мишке", согласно информации с фантика, откуда-то взялись растительные жиры.
- И "Каракум" у меня на растительном жире да с арахисом вместо миндаля, и "Маска" вместо кондитерского жира оказалась на растительном, а вместо жареного ядра ореха кешью там тертый арахис да еще мука соевая, - жалуюсь Татьяне Данилиной, начальнику отдела стандартизации и сертификации НИИ кондитерских изделий.
- Так сейчас сплошь и рядом меняют миндаль на арахис, снимают какао-масло - добавляют заменители; убирают масло сливочное - кладут комбинированное, сливочно-растительное, а то и вообще маргарин, - соглашается она.
Поэтому когда у меня оказалась "Коровка", произведенная вместо сливочного масла на маргарине, - я даже не удивилась.
- Это еще ничего, другие ее на растительном выпускают, - прокомментировали в Мосторгинспекции, куда я тоже пожаловалась на качество. - А суфле в конфетах какое делают? Вообще бывает без масла: сироп да агар для загустения.
Дальше - больше. Подхватив уже другой том рецептур, опять отправляюсь в супермаркет.
Для начала печенье "Овсяное". "У него единственная рецептура - готовится только на сливочном масле", - вспоминаю инструктаж. Но проверка показала: в печенье "Овсяное. Посиделкино" - растительный жир, в печенье "Овсяное. Штучки" - растительный, а Люберецкое овсяное "Полет" - вообще на маргарине.
Теперь печенье "Юбилейное" - самые разные упаковки. Но в основе опять жир растительный, хотя должен быть маргарин. Вместо молока пастеризованного - молокопродукты. Из нового - добавлен соевый лецитин.
- В рецепте "Юбилейного" именно маргарин всегда давал нужную крохкость печенью, но сейчас его заменяют пальмовым маслом, вот и пишут: растительный жир, а он дает "дубовую" структуру, печенье даже плохо ломается, - объяснили мне опять в НИИ пищевой промышленности.
Апофеозом похода стало сличение кексов "Столичных" от трех производителей, выложенных на одной витрине.
- Почему, если это все кекс "Столичный", он от "Векстрона" стоит 29 рублей 50 копеек, от "Пеко" - 40 рублей, от "Аверс-97" - 31.50? Почему у них разная калорийность? Почему разные сроки хранения? - пытаюсь разузнать у продавца.
- Если рецептура меняется, изделие должно получать иное название, иначе это информационная фальсификация, - согласилась со мной Татьяна Савенкова, заместитель директора по научной работе НИИ кондитерских изделий, - Ну назвали бы свой кекс, где масло заменили на маргарин, "Столицей", а где изменили состав муки. - "Москвой".
Не так давно в этом институте провели тестирование тортов "Птичье молоко", выпущенных 15 разными производителями. Знаете, каков результат? Только три из них были признаны этим тортом!
- А чего ж вы хотели? Все стараются делать сейчас все подешевле да побыстрее.
Казнить нельзя помиловать
Собственно говоря, вот теперь мы подошли к кульминации повествования.
- Господа-предприниматели! Все функции хлебной инспекции признаны дублирующими. Не на 99 процентов, а все! В новой структуре контроля и надзора Росхлебинспекции не будет! И Госторгинспекции не будет тоже! Уже в этом году против предпринимателя будет только один инспектор - инспектор санэпидемслужбы!
Честно сказать, после такого начала рабочего совещания, которое проводила Московская гильдия пекарей и кондитеров с работниками Санэпиднадзора, лица вытянулись даже у тех, кто сидел в президиуме.
Глава пекарей-кондитеров Москвы Юрий Кацнельсон объяснил, что ни одна из этих структур не смогла защитить свои полномочия и функции на комиссии, которая уполномочена проводить "инвентаризацию" всевозможных служб в рамках административной реформы.
- Добились-таки своего? - плюхнулась на стул Надежда, после того как я принесла эту новость. - А кто же теперь проверять-то, что мы продаем, будет?
- Сказали: лучший контролер - рот потребителя. И конкуренция.
В середине пошлого года тихой сапой в действие вполз закон о техническом регулировании. Тихой - потому что почти никто из обывателей о нем не слышал. Как, собственно говоря, мало кто знает, что уже год вся наша пищевая промышленность живет без Гостов - тесно стало в них производителю. Поэтому все мои жалобы, что в конфетах, например, не те жиры и не те орехи, по большому счету гроша ломаного не стоят. Технические условия каждый производитель отныне разрабатывает сам, исходя из собственных представлений о том, как нужно делать конфеты, колбасу или сгущенку. Теперь ни один контролер не может требовать, например, от мясокомбината делать колбасу из мяса, а не на сое и свином шпике. И "сливочное" масло, которое сейчас производят на "растительных" жирах, - тоже вполне законно. И мороженое, где вместо сливок соевое масло, - законно. И сгущенка, которую получают не сгущением молока с сахаром в вакуумных установках, а обычным смешением молокоподобных ингредиентов в миксере. По новому закону, государство теперь печется только о двух вещах - о безопасности продукции, чтобы отсутствовали в ней кишечные палочки и свинцовые опилки, и о соответствии компонентов указанному в этикетке. ТУ, таким образом, оказались самым простым и легальным способом пожертвовать качеством во имя удешевления производства.
По оценкам Национального фонда защиты прав потребителей, уже сегодня у нас 85 процентов продуктов на продовольственных рынках в той или иной степени фальсифицированы - то есть изменили традиционный состав!
Честно сказать, проверять собственным ртом качество продуктов мне не нравится, жалко свой рот. "Не понравилось пирожное, в следующий раз покупатель его не купит", - разглагольствовали на совещании пекари-кондитеры
ВЕЗЕТ МНЕ я сладкое не люблю!