Неделю назад на психологическом групповом тренинге мы разбирали женские образы, и ведущая выделила одно занятие для образа Мученица.
Рассматривать эту женщину она решила на примере главной героини фильма «Секретарша» (The Secretary, 2002). Картина захватывает и вызывает интерес (и даже неприятие) с первой же сцены, когда мы видим в мрачном, но очень престижном кабинете юную девушку в белой блузке и в ошейнике, который сковал её плечи и шею так, что она вынуждена держать раскинутыми свои руки. В этом неудобном положении девушка молча и аккуратно выполняет утреннюю работу секретарши: подшивает документы и готовит кофе, который она несёт в кабинет, держа бумаги во рту, но лицо её выражает удовлетворение, походка плавная и лёгкая, фигура стройная и хрупкая. Дверь за собой секретарша закрывает ногой.
Кто эта героиня? Её судьба раскрывается нам постепенно, но трагедия её семьи показана в первые же минуты фильма: пьющий, но любящий отец, мама, с наклеенной улыбкой и глубоким отчаянием в глазах, свадьба сестры, где родители играют роль благополучной семьи, но затем страшно скандалят дома. Дочь видит всё это, но молча терпит, и кто знает, что творится у неё на душе, когда закрывшись в своей комнате одна, она достаёт швейный набор с ножницами и иголками и режет своё тело, а мы видим, что ноги её уже покрыты шрамами, которые она начала наносить себе ещё в 7 классе.
Когда раскрылась её тайна, любящие, но невидящие родители, определили Ли (так зовут героиню) в психиатрическую лечебницу. Выйдя из клиники та признаётся, что ей там нравилось, и мы действительно видим спокойную, тихую, несколько неухоженную девушку с прозрачными глазами. Она вновь сталкивается со страшными пороками своих родителей, но терпит и молчит. Как дать выход своей боли, не расстроив дорогих маму и папу? Попытка избавиться от швейного набора проваливается – Ли не в состоянии выбросить его, она не готова лишить себя единственной вещи, которая всегда успокаивала и облегчала её внутреннюю боль, и несчастная девушка возвращает себе из мусорного ведра дорогой набор.
Среди мусора Ли видит газету, что-то интересное напечатано среди объявлений. Ли обводит одно из них - «Будь лидером». Она чувствует подъём и воодушевление и репетирует перед зеркалом речь, которой собирается убедить будущего работодателя принять её на работу несмотря на отсутствие опыта. Уверенность в своих силах Ли придаёт аттестат об окончании курсов машинописи с превосходными результатами. В то же газете Ли обводит объявление об открытой вакансии секретаря-машинистки. Девушка ещё не знает, что эта работа перевернёт её жизнь.
В дождливый и пасмурный день Ли приезжает к офису адвоката, мама подаёт ей одобряющие знаки из окна машины, и напряжённая вымокшая девушка заходит в помещение. Сразу бросается в глаза беспорядок в тёмном вестибюле, словно там прошёлся ураган. Никого нет, тишина. Ли осматривается в недоумении, сжимая в пальцах свой измятый аттестат. Вдруг мимо неё стремительно проносится заплаканная женщина в белой блузке, во рту она держит конверт. Не отвечая на вопрос Ли, женщина хватает коробку, в которую уволенные сотрудники обычно складывают личные вещи, и быстро уходит.
Странный должно быть работодатель у бедной секретарши, думаем мы. А вот и он – молодой мужчина с живым взглядом, в рубашке и галстуке, как и пологается преуспевающему адвокату. Он смотрит на крошечную фотографию некой улыбающейся блондинки. Услышав, что кто-то идёт, он быстро приглаживает волосы, наклонившись перед зеркалом в выдвижном ящике своего стола. В этом положении его застаёт Ли. Странная обстановка действует на неё угнетающе, и задав вопрос: «Вы юрист?», она уже готова уйти и разворачивается по направлению к двери, но мужчина останавливает её. Ли протягивает ему свой аттестат, но тот удивлённо смотрит на него, как будто не понимает, что от него хочет девушка в мокром плаще.
Когда Ли поясняет, почему она пришла, мужчина слегка расслабляется и вдруг задаёт ей вопрос, не беременна ли она. Ли ошарашенно отвечает, что нет. Следущие вопросы были не менее странными: живёт ли она в квартире, с кем живёт, есть ли у неё родственники, замужем ли она. Отвечая на них Ли напряжённо улыбается, в то время как её собеседник, напротив, чувствует себя уверенно и в процессе интервью включает автоматический полив для своей клумбы с прекрасными пурпурными орхидеями. Ли словно завороженная смотрит на них, и в этот момент что-то происходит: она исполняется новым чувством, он принимает решение.
Вся её подготовленная речь оказалась бесполезной перед этим разговором, который закончился тем, что адвокат набрал номер, собираясь звонить кому-то по телефону, и даёт указание Ли сделать ему кофе. Ли растерянно уходит искать кухню, а он с отвращением глядит на десяток красных фломастеров, лежащих у него на столе, и резким движением сгребает в корзину для мусора.
Из дальнешего сюжета мы видим, что главный герой крайне аккуратен. Мистер Грей бережно ухаживает за своими орхидеями, он в процессе развода с взбаламошной и скандальной женой (блондинкой на фото), он спортивен и эмоционален, и когда его захватывают сильные эмоции, он немедленно начинает качать пресс или подтягиваться. Ему нравится аккуратная и исполнительная Ли, которая в свою очередь готова лазить по мусоркам в поисках нужного документа, чтобы угодить своему боссу, принимает близко к сердцу каждое его замечание и лезет из кожи вон, чтобы стать самой лучшей секретаршей. Он заставляет Ли расставлять мышеловки по углам и, когда та наклоняется низко, замечает, у её шрамы и пластыри.
Мама и папа всё ещё заставляют страдать Ли своим отношением: мать приезжает за Ли уже к обеду и остаток дня ждёт дочь в машине. Отец звонит Ли на работу, чтобы просто услышать её голос. Он пьян, и девушка едва не срывается, однако порезать себя ей мешает босс, заглянувший в приёмную. Новенькая секретарша вызывает его интерес, и однажды он случайно видит её на свидании с каким-то парнем. Это бывший одноклассник Ли, который сильно влюблён в девушку. Они слегка выпили на свидании и парень целует Ли, в то время как мистер Грей наблюдает за ними. Он выходит из себя и на следущий день яростно выговаривает девушке за опечатки, допущенные в её работе, которые он обвёл ядовито-красным фломастером, и высказывает своё недовольство по поводу её внешного вида и дурацких привычек.
Ли очень расстроена и подавлена, однако она принимает ко вниманию замечания своего босса. Через некоторое время тот вызывает её на откровенный разговор, в результате которого Ли обещает ему перестать наносить себе увечья и впредь самостоятельно возвращаться домой с работы, без мамы. После этого девушка ещё сильнее влюбляется в Эдварда Грея, который смог понять её душевную тоску и которого она готова безоговорочно слушать и повиноваться ему во всём.
Но на следущий день Ли вновь допускает опечатку, чем приводит Эдварда в бешенство. Он возмущённо спрашивает: «Что, чёрт возьми, творится у Вас в голове?» Ли готова заплакать, и он выходит из приёмной, но слышит, как девушка хлюпает носом. Мистер Грей озабочен и расстроен, он принимает какое-то решение и, вернувшись в приёмную, просит Ли зайти к нему вместе с письмом, где она допустила ошибку, которую он, естественно, обвёл ярко-красным фломастером.
У себя в кабинете мистер Грей спокойно приказывает секретарше положить письмо на стол и наклониться к нему. Ли в смятении – мистер Грей стоит у неё за спиной. Он повторяет приказ, и девушка послушно кладёт локти на стол и начинает читать напечатанное. Внезапно Эдвард с размаху шлёпает Ли сзади. Она шокирована, но не осмеливается оторвать ладони от стола, только оборачивается и смотрит на Эдварда глазами полными муки. Тот приказывает читать дальше, лицо его выражает жёсткость и твёрдое решение дать Ли то, что искупит её вину. Девушка читает, покорно выдерживая сильные удары ладонью обожаемого босса. Сцена заканчивается тем, что мистер Грей обессиленно склоняется над Ли, она слегка касается его ладони, но не меняет своего положения, пока не слышит распоряжение адвоката вернуться к себе и напечатать письмо.
В тот же день она сообщает матери, что со шкафа с ножами можно снять замок, а на следующий – Ли выбрасывает швейный набор в реку. Начинается новая жизнь, в которой Ли с наслаждением отдаётся во власть мистера Грея.
Люди в большей или меньшей степени склонны к мазохизму, а некоторые и к садизму. До просмотра фильма «Секретарша», садист мне представлялся отвратительным огромным мужиком с наслаждением избивающим беззащитного ребёнка или животное, а жертва вызывала смесь чувств от жалости, возмущения и презрения. Я не оправдывала жестокость, она и сейчас меня пугает и отталкивает. Но стоит перестать поверхностно оценивать картину, как это делают обыватели, просматривая очередное ток-шоу за ужином или листая жёлтую прессу в очереди к стоматологу, стоит понаблюдать за действующими лицами, как в кино, перед нами раскрываются мотивы поведения тирана и жертвы.
Во внутреннем мире человека эмоции тонко переплетаются: желание избавиться от чувства вины и отдать себя во власть сильного и жёсткого мужчины заставляет женщину совершать странные поступки. Она мучается, но это мучение, недоступное пониманию окружающих, даёт ей искупление и свободу. Именно поэтому не стоит спасать жертву, этим можно вызвать ненависть от того, что её лишают наслаждения. Есть и друга игра эмоций – ощущать покорность и беззаветную преданность партнёра, его безграничное желание довериться и отдаться, видеть мольбу в его глазах, и решать, удовлетворить её или растянуть сладость от ощущения власти над другой личностью. Каждый, кто хоть раз испытал подобное – не откажет себе в удовольствии.
Плохо ли, если человек хочет страдать, а другой – реализует его желания? Ли и Эдвард нашли друг друга. На протяжении всего фильма мы наблюдаем выражение сильных эмоций: боль и унижение, ярость и недоверие Эдварда, неконтролируемое притяжение, его страх перед сближением с Ли, ненависть к бывшей жене; отчаяние Ли из-за расставания с любимым, скука, толкающая её на свадьбу с бывшим одноклассником, жестокость, с которой она бросает его, и исступлённое безграничное терпение и твёрдость в выражении своей любви, благодаря которой Ли всё-таки добивается сердца Эдварда.
Мученица – сама выбрала свою судьбу. Она справится.
Блин, я уже почти половину фильма рассказала, надеюсь, у вас возникло желание его посмотреть. Я терпеть не могу, когда мне пересказывают фильмы, а теперь сама делаю это. Впрочем, это только завязка, а кульминация и развязка не менее интересны. А я оттачиваю своё будущее ремесло копирайтера
Нашла ещё один отзыв об этом фильме, привожу здесь часть, которая меня заинтересовала:
"Однако во время просмотра «Секретарши» не раз раздаётся вовсе не нервный смех в зале, а ближе к финалу, когда уже вся общественность города с любопытством взирает на эксперимент по испытанию абсолютной покорности этой девы-рабы, картина приобретает сатирическое измерение. Но, к сожалению, это чуть сглажено в счастливом разрешении событий, которые привели парочку садомазохистов к тихому нормальному супружеству. Впрочем, обретшая буржуазный покой Ли Холлоуэй, судя по самым последним кадрам, не собирается быть глупой домохозяйкой в слепом подчинении у мужа и подкинет ему ещё не один сюрприз, помимо мёртвого таракана на брачном ложе.
Окончательный взгляд героини прямо в камеру исполнен лукавства и подвоха — так что вполне можно ожидать, что в дальнейшем их отношения в связке слуга-хозяин поменяются на прямо противоположные. Ведь садизм настолько тесно повенчан с мазохизмом, что позволяет одному плавно перетекать в другое. И оба героя нуждаются друг в друге, постоянно меняясь позициями и ролями в «вечной битве полов». Кстати, рекламный слоган «Секретарши» гласит не без вызова: «Прими позицию», особенно пикантный в свете происходящего в фильме, когда измученный борьбой с собственным «эго» адвокат просит влюбившуюся секретаршу встать у стола, прижав локти и отставив задницу, по которой он будет наносить шлепки, вводя девушку в состояние оргазма".Лично я для себя очень много вынесла из этой истории применительно к своей ситуации. Я всё время удивлялась, почему после ссоры я начинаю выдумывать продолжение истории, где мой обидчик обижает меня ещё сильней. Я страдаю, вызывая в груди щемящее чувство, которое мне нравится, я чувствую себя живой, а мой мир наполняется яркой эмоциональной окраской. В своих фантазиях я упиваюсь своими муками, и это меня пугало. Наконец, многое встало на свои места в моей голове. Я признала, что мазохизм присущ мне, я не стыжусь и не боюсь этого больше. А теперь выясняется, что мазохизм и садизм "плавно перетекают друг в друга". Подтверждаю - после того, как мы с моим парнем помирились, я не упустила возможность немного помучать его, не соглашаясь некоторое время в его просьбе интимного характера, с улыбкой глядя в его страдальческие глаза. Это было о-о-о-о-о-чень дразнящее чувство, ведь я рисковала перегнуть палку. Теперь я буду знать, что дать выход своим эмоциям можно в моей сексуальной жизни, чтобы не выгорать каждый раз, когда я ругаюсь со своим близким человеком. Мда.. наверное, я даже начну новый топик «Ярость и секс»
Ну а пока такой темы нет, приглашаю всех интересующихся
ПОГОВОРИМ О СЕКСЕ?!!>>>