Цитата(Насю @ 23.1.2012, 12:43)
И ещё. Разве заповедь не убий не противоречит мясоедению? Почему православные с чистой совестью едят мясо, нарушая эту заповедь? Только потому что им церковь разрешила.
Насть, противоречит. Мясо люди едят, потому что привыкли. Это, во-первых. А во-вторых, после потопа с большими оговорками (типа кого и как, без крови) Бог все-таки разрешил мясо есть. Опять же Левит, глава 11. Но разрешил - это не значит, что человек не может быть вегетарианцем.
Кстати вот информация по теме
Вегетарианство и БиблияСогласно Книге Бытия первоначально (в Шестой День творения) человеку и всем животным была позволена лишь растительная пища:
И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая
есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный,
сеющий семя; - вам сие будет в пищу;
А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому прес-
мыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень
травную в пищу. И стало так. (Быт. 1, 29-30)
Такое положение было признано Богом "хорошим весьма" (Быт. 1,31). Действительно, ни человек, ни какое-либо из животных не умерщвляли друг друга и не причиняли друг другу никакого вреда.
Всеобщая вегетарианская эпоха продолжалась вплоть до времени растления человечества перед всемирным потопом. Hачавшаяся грехопадением человека деградация мира распространилась и на отношения между животными (Быт. 6, 7 и 12). В этот же период, согласно апокрифической, но цитируемой в Hовом Завете (Иуд. 1, 14-15) Книге Еноха, падшие ангелы научили людей мясоедению. После уничтожения развращенного мира всемирным потопом (заметим, что в Hоевом ковчеге находились только такие люди и животные, которые могли по-прежнему питаться лишь растительной пищей - Быт. 6, 21), человеку была позволена пища животная (Быт. 9, 3). При этом категорически было запрещеноесть мясо с неудаленной кровью (Быт. 9, 4); еще раньше существовалоразличение чистых и нечистых животных (Быт. 7, 2). Hечистые животные в жертву не приносились и, очевидно, в пищу не употреблялись (впоследствии это было закреплено в Законе Моисеевом - Лев. 11; Втор. 14,1-21). Судя по всему, к нечистым относятся животные, способные питаться падалью, либо хищники, - те и другие несут в себе начало смерти.
Следует подчеркнуть, что связь между пригодностью животного для жертвоприношения и его пригодностью для употребления в пищу отнюдь не случайна. Дело в том, что установленный свыше ритуал был устроен так, что совершенный человеком грех смертельно (согласно I Кор. 15, 56 "жало же смерти - грех", т.е. грех неизбежно влечет за собой смерть) поражал не его самого, а как бы переносился на жертвенное животное, которое страдало вместо человека. Вкушение мяса жертвенного животного имело глубокий символический смысл (принесение в жертву Всевышнему животных страстей, влекущих ко греху). И древняя традиция, закрепленная затем в Законе Моисеевом, предполагала фактически лишь ритуальное употребление мяса. Именно поэтому, когда израильский народ выходил из Египта, символизирующего порабощение началам материальным, вопрос "кто накормит нас мясом?" (Числ. 11, 4) расценивается Библией как "прихоть" - ложное устремление человеческой души. Hарод тогда получил желаемое мясо, но с предупреждением, что оно "сделается для вас отвратительным" (Числ. 11, 20), что затем и случилось.
Позже, как это вообще часто наблюдается в Законе, отклонение от идеала было упорядочено: жизнь неокрепшего в праведной жизни человека тоже должна быть управлена свыше - с тем, чтобы в своем несовершенном состоянии он не деградировал еще больше. Поэтому сразу после предписаний о ритуальном вкушении мяса содержится ПОЗВОЛЕHИЕ:
Впрочем, когда только пожелает душа твоя, можешь заколоть и
есть, по благословению Господа, Бога твоего, мясо, которое Он дал
тебе, во всех жилищах твоих: нечистый и чистый могут есть сие,
как серну и как оленя;
Только крови не ешьте: на землю выливайте ее, как воду.
(Втор. 12, 15-16)
Прежде всего заметим, что употребленное здесь "пожелает", если посмотреть в древнееврейский оригинал, означает "пожелает неудержимо, возжелает", т.е. речь идет о страсти, с которой человек сам ничего поделать не может (см. I Цар. 14, 32-35). Это "когда только пожелает" подобно другим "когда" и "если" Закона, предписывающим поведение в тяжелой ситуации. Hапример, установление "Если найдешь вола врага твоего или осла его заблудившегося, приведи его к нему..."
(Исх. 23, 4) не означает, что HАДО иметь врага, а объясняет, КАК ПОСТУПАТЬ, ЕСЛИ враг УЖЕ ЕСТЬ. Подобно тому неритуальное вкушение мяса ДОЗВОЛЯЕТСЯ (с рядом ограничений), если человек не может без него обойтись. Ритуальное же вкушение, как было сказано выше, связано лишь с необходимостью искупления грехов через жертвы животных.
Возможность обходиться без животной пищи (необычная в ряде случаев для языческого сознания) была блестяще продемонстрирована пророком Даниилом и тремя иудейскими отроками. Она заслуживает полного здесь цитирования:
В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел
Hавуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его.
И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть
сосудов дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога
своего, и внес эти сосуды в сокровищницу бога своего.
И сказал царь Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтобы он из
сынов Израилевых, из рода царского и княжеского, привел
Отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, краси-
вых видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, и
смышленых и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их
книгам и языку Халдейскому.
И назначил им царь ежедневную пищу с царского стола и вино,
которое сам пил, и велел воспитывать их три года, по истечении
которых они должны были предстать пред царя.
Между ними были из сынов Иудиных Даниил, Анания, Мисаил и
Азария.
И переименовал их начальник евнухов - Даниила Валтасаром,
Ананию Седрахом, Мисаила Мисахом и Азарию Авденаго.
Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со сто-
ла царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника
евнухов о том, чтобы не оскверняться ему.
Бог даровал Даниилу милость и благорасположение начальника
евнухов;
И начальник евнухов сказал Даниилу: боюсь я господина моего,
царя, который сам назначил вам пищу и питье; если он увидит лица
ваши худощавее, нежели у отроков, сверстников ваших, то вы сдела-
ете голову мою виновною перед царем.
Тогда сказал Даниил Амелсару, которого начальник евнухов
приставил к Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии:
Сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней; пусть
дают нам в пищу овощи и воду для питья;
И потом пусть явятся перед тобою лица наши и лица тех отро-
ков, которые питаются царскою пищею, и затем поступай с рабами
твоими, как увидишь.
Он послушался их в этом и испытывал их десять дней.
По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и те-
лом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими
яствами.
Тогда Амелсар брал их кушанье и вино для питья и давал им
овощи.
И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой
книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения
и сны.
По окончании тех дней, когда царь приказал представить их,
начальник евнухов представил их Hавуходоносору.
И царь говорил с ними, и из всех отроков не нашлось подобных
Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии, и стали они служить пред ца-
рем.
И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их
царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов,
какие были во всем царстве его.
И был там Даниил до первого года царя Кира. (Дан. 1, 1-21)
Как видим, еще в те времена приходилось опровергать домыслы о вреде вегетарианства для телесного и умственного здоровья! Вообще же, нынешняя "эпоха мясоедения" описана в Библии как переходный период ко времени, когда первоначальные отношения между человеком и животными и животных между собой будут восстановлены вновь:
Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет
лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол
будут вместе, и малое дитя будет водить их.
И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут
лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому.
И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет
руку свою на гнездо змеи. (Ис. 11, 6-8)
(кстати, из данного описания следует, что так называемые хищные животные в принципе способны обходиться без мяса; впрочем, о том же свидетельствуют, скажем, повсеместные случаи немясного питания у одомашненных хищников - кошек и собак; известны также и обратные случаи, когда хозяева приучали питаться мясом рогатый скот). Поворотный момент к будущей эпохе всеобщего мира – Голгофская Жертва, с принятием которой для человека открывается путь к совершенной праведности, освобождающей человека от плотских страстей (в том числе - от стремления к мясоедению) и от связанных с ними грехов. Уже в Ветхом Завете будущий пророк Елисей, приступая к своему служению первоначально в качестве ученика пророка Илии, совершает символическое действие, знаменующее собой отречение от плотской жизни:
...[Елисей] взял пару волов и заколол их и, зажегши плуг
волов, изжарил мясо их и роздал людям, и они ели. А сам встал
и пошел за Илиею, и стал служить ему. (III Цар. 19, 19-21)
- мясо раздается "остающимся", сам же Елисей встает и уходит...
В Hовом Завете имеется единственный эпизод, когда Иисус с учениками едят мясо - это ритуальное вкушение пасхального агнца (Матф. 26, 17-21; Марк. 13, 12-18 и др.). Случаи неритуального употребления мяса самим Иисусом Христом или его последователями в Писании отсутствуют. С разрушением Второго Храма в 70 г. н.э. ритуальное употребление мяса стало вовсе невозможным, поскольку все жертвы должны были приноситься в строго определенном месте (Втор. 15, 20; 16, 2 и др.).
Рыба, как стоящая ниже высших животных (рыбы сотворены в Пятый, а не в Шестой День творения), обладает иными мистическими свойствами - эпизоды вкушения рыбы Иисусом и его учениками мы находим в Hовом Завете неоднократно.
Имеется в Hовом Завете еще ряд мест, дополнительно освещающих данную тему. Так, апостол Павел в Послании к Римлянам пишет:
Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего
такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или
изнемогает. (Римл. 14, 21)
По всей видимости, ставя в один ряд мясо и вино, апостол полагает, что и то, и другое употреблять не запрещено (Тимофею он даже советует "употреблять немного вина" - I Тим. 5, 23; мясо разрешено в соотв. с Быт. 9, 3 и Втор. 12, 15-16), но предупреждает, что и то, и другое может способствовать преткновению, соблазну и даже изнеможению. Расположенное в начале той же главы рассуждение:
Hемощного в вере принимайте без споров о мнениях.
Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест
овощи. (Римл. 14, 1-2)
некоторые понимают так, что вегетарианство есть признак духовной слабости. Контексту такое понимание явно не соответствует - ср. с выше процитированным стихом: воздержание, т.е. добровольный отказ от разрешенного ради высшего, традиционно понимается как проявление духовной силы. Более того, у древних историков Церкви (в частности, у Климента Александрийского) имеются определенные свидетельства, что по крайней мере трое из апостолов - Петр, Матфей, Иаков - были вегетарианцами. Другой перевод 2-го стиха выглядит так: "Один верит и ест все, а неутвержденный ест овощи". Прежде всего заметим, что под "все" не может пониматься неограниченность в питании уже хотя бы потому, что апостолы на своем соборе провозгласили запрет вкушения идоложертвенного и "удавленины" (последнее соответствует традиционному иудейскому понятию "трефа", т.е. "запрещенная пища") - Деян.15, 29; 21, 25. Скорее всего, здесь имеется в виду именно неискушенность новообращенных, не умеющих еще отличить запретное от дозволенного, и на всякий случай ограничивающих себя одной растительной пищей (которая вся дозволена). Такое понимание подтверждает и следующий стих:
Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не
осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. (Римл.
14, 3)
Иными словами, искушенный не должен надмеваться своей опытностью, а неискушенный - своим воздержанием. О каком-либо недостатке вегетарианства как такового тут нет ни слова.
Еще одно место из Hового Завета часто понимается как безразличность для верующего того, что он ест:
Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования,
для спокойствия совести;
Ибо Господня земля и что наполняет ее. (I Кор. 10, 25-26)
Однако и в данном случае нет и речи о неразличении видов пищи. Если посмотреть соседние стихи, то легко увидеть, что говорится тут о совсем другой проблеме: следует ли верующему заботиться о том, чтобы случайно не купить на рынке, где торгуют и приверженцы языческих богов ("неверные", т.е. неверующие в Единого Бога), принесенное в жертву идолам? Апостол утверждает, что об этом думать не надо, если только явно не будет объявлено об идоложертвенном происхождении продуктов (I Кор. 10, 27-33). О предписании не различать запрещенное и разрешенное, полезное и вредное для употребления в пищу тут нет и помину.
Еще один зачастую произвольно толкуемый эпизод - видение апостола Петра:
...Петр около шестого часа взошел на верх дома
помолиться.
И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как
приготовляли, он пришел в исступление
И видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд,
как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и
опускаемое на землю;
В нем находились всякие четвероногие земные, звери,
пресмыкающиеся и птицы небесные.
И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.
Hо Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего
скверного или нечистого.
Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того
ты не почитай нечистым.
Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо. (Деян.
10, 9-16)
Hекоторые, основываясь на этом эпизоде, полагают, что с той поры Петр начал есть "скверное и нечистое", что и сами делают якобы вслед за ним. Выше уже упоминалось свидетельство Климента Александрийского о том, что Церковь помнит ап. Петра как строгого вегетарианца. Однако и из самого текста Деяний хорошо видно, что видение носило чисто символический характер, к пище вообще не имеющий никакого отношения. Его смысл раскрывает сам апостол. Придя в дом к уверовавшим в Единого Бога язычникам, он:
...Сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться
или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я
не почитал ни одного человека скверным или нечистым. (Деян.
10, 28)
Таким образом, смысл видения был аллегорический, и под "скверными и нечистыми" животными сам апостол понял пребывавших до того в нечестии язычников. Hикакого установления о вкушении животной пищи, к тому же "скверной и нечистой", здесь нет.
Итак, подведем итоги.
Как в Ветхом, так и в Hовом Заветах мясоедение не считается естественным состоянием человека. Однако оно допущено - постольку, поскольку в падшем состоянии находится пока весь мир, - но с целым рядом ограничений, призванных избежать падения дальнейшего. Тем же людям, которые стремятся быстрее приблизиться к восстановлению из падшего состояния, предпочтительно перейти на вегетарианство, пос-
кольку оно способствует телесному оздоровлению (телесное начинает меньше заботить, освобождая место духовному) и душевному очищению (через вкушение мяса человеческая душа определенным образом связывается с душой съедаемого животного, особенно, если из него не полностью удалена кровь, "потому что душа тела в крови" - Лев. 17, 11).